Замена ремня ГРМ

Замена ремня ГРМ на любом автомобиле происходит по одним и тем же правилам. Но есть технические моменты, которые необходимо знать применительно каждой модели двигателя.

Устройство системы ГРМ двигателя.

Ремень ГРМ необходим для того чтобы осуществлялась работа газораспределительной системы двигателя. То есть поршень вращает коленчатый вал. Для работы двигателя необходимо своевременное открытие и закрытие клапанов .Впускного и выпускного. Впускные клапана открываются для того чтобы топливная смесь попадала в камеру сгорания. Выпускные клапана осуществляют вывод отработанных газов. В момент вспышки топливной смеси камера должна быть герметично закрыта. Все это осуществляется благодаря распределительному валу. Его работу можно сравнить с работой музыкальной шкатулки или шарманки. Они издают приятную мелодию благодаря выступам на вращающемся барабане, которые ударяют по мембранам разной тональности в нужный момент. Так и распредвал в двигателе автомобиля благодаря овальным кулачкам открывают или закрывают клапана в нужен необходим для того чтобы коленчатый вал вращал распредвал или два распредвала. Вращение не может быть хаотичным. Иначе мелодия двигателя не зазвучит.

Первое условие заключается в том, что один оборот распредвала должен соответствовать двум оборотам коленчатого вала. Поэтому диаметр приводной шестерни коленчатого вала в два раза меньше диаметра шестерни распредвала или распредвалов.

Второе условие, которое всегда соблюдается это то что верхняя мертвая точка поршня должна соответствовать полному закрытию клапанов первого цилиндра. В противном случае если поршень подойдет к ВМТ а клапана будут открыты. Поршень ударится о клапана и погнёт их. Но самое важное в том, что при нахождении поршня в ВМТ происходит воспламенение топлива и осуществляется работа цилиндра. В этот момент клапана должны быть закрыты. А кулачки распредвала находится развернутыми своей выступающей частью от клапанов или коромысел в зависимости от конструкции системы ГРМ.

Как итог коленчатый вал и распредвал должны работать синхронно. Обеспечивает эту синхронность в нашем случае ремень ГРМ. На разных конструкциях двигателей вместо ремня для передачи вращения от коленчатого вала  могут применяться цепь или шестерни.

Преимущества Ремня ГРМ

Ремень ГРМ имеет ряд преимуществ перед другими способами передачи вращения коленчатого вала.

Во первых простота конструкции. Цепь и шестерни требуют подведения к ним каналов для смазки. Соответственно механизм ГРМ имеет общую полость с двигателем автомобиля. Для натяжения цепи применяются гидронатяжители которые используют систему смазки двигателя. Это усложняет конструкцию соответственно и стоимость двигателя. Конструкция где применяется ремень  ГРМ не связана с картером двигателя. Шкивы коленчатого вала и распредвала расположены в защитном кожухе, который легко снять для замены и обслуживания ремня ГРМ.

Во вторых ремень ГРМ значительно снижает шумность двигателя. Двигатель работет тише из за

Недостаток применения ремня ГРМ

Основной недостаток заключается в том что срок службы при котором происходит замена ремня ГРМ значительно ниже чем у цепи или шестерен. Связано это с тем что резинотехнические изделия быстрее выходят из строя. За счет трения, и свойств резины становится менее эластичной со временем. Это приводит к образованию трещин. Обрыву корда ремня. Поэтому максимальный срок эксплуатации ремня не должен превышать 60000-80000 км пробега автомобиля. Но этот недостаток легко компенсируется более низкой ценой механизмов ГРМ и простотой замены деталей.

Метки шкивов ГРМ

Замена ремня ГРМ требует правильно выставить  коленчатый вал и распредвал если он один или два. Для этого на большинстве двигателей автомобилей имеются специальные метки. Сначала устанавливается шкив коленчатого вала. Согласно имеющихся меток на самом шкиву, и на корпусе двигателя. Например, метки ГРМ на автомобиле ВАЗ 2109 выглядят следующим образом.

Это положение коленчатого вала соответствует нахождению поршня первого цилиндра в ВМТ.

Затем необходимо выставить по меткам шкивы распредвала, или распредвалов. Они также имеют соответствующие метки на шкиву, и на корпусе защитного кожуха. Так выглядят метки на автомобиле ВАЗ 2109

Метки ГРМ на автомобиле ВАЗ 2110

На каждой модели двигателя применяются различные способы обозначения положения распредвалов. Но объединяет их одно. Кулачки распредвала обращены в обратную сторону  от клапанов  или коромысел. В этом положении впускные выпускные клапана закрыты и соответствую  такту работы двигателя, при котором происходит сжатие топливной смеси.

На некоторых моделях двигателей метки отсутствуют. Такие двигателя устанавливаются на автомобилях Форд, Рено, Хёндай и тд. Для того чтобы правильно выставить положение коленвала и распредвалов предусмотрены специальные приспособления, позволяющие зафиксировать валы в определенном положении.

Для того чтобы вставить коленчатый вал как правило применяется специальный болт с резьбой. Он вкручивается в блок двигателя, после удаления заглушки. Болт имеет определенный размер. В него упирается противовес на коленчатом валу. Упираясь противовесом во вкрученный болт коленчатый вал фиксируется в необходимом положении. Для распредвалов на таких двигателях предусмотрены приспособления, которые фиксируют либо шкивы. Либо с другой стороны вала имеются специальные прорези. В которые вставляется пластина необходимого размера. Тем самым находится требуемое положение валов.

Как правило, на двигателях глее предусмотрено применение приспособлений. Шкив на коленчатом валу не имеет шпонки. Он удерживается в своем положении  только усилием торцевого болта. Для замены ремня необходимо снять шкив. Чтобы установить ремень. Шкив начинает свободно проворачиваться на валу. Тем самым сбивается положение шкива относительно коленчатого вала.

Некоторые предлагают менять ремень ГРМ на выставляя валы по меткам . А просто пометить маркером положение ремня относительно всех шкивов. Затем перенести эти метки на новый ремень. И установить его. Но этот способ не всегда позволяет правильно это сделать, потому что ремень в процессе работы растягивается. И метки могут просто не совпасть правильно. А смещение даже на один зуб может сильно повлиять на опережение угла зажигания. Поршень будет подходить в ВМТ а положение распредвалов будет ошибочным.

Поэтому если самостоятельно производить замену ремня необходимо все таки правильно выставить шкивы по меткам или использовать для этого приспособления.

Замена ремня ГРМ

Отличие ремней

Прежде чем приобретать новый ремень ГРМ необходимо знать следующие параметры

  1. Длина ремня
  2. Количество зубьев
  3. Направление вращения ремня (на некоторых моделях двигателей это имеет значение)
  4. Форма зубьев ремня. Ремень подбирается на основании того какая форма зубьев Имеется на шкивах вашего двигателя. Они могут иметь как прямую форму. Так и закругленную. Это важно. Если будет не соответствие ремень выйдет из строя значительно раньше времени. Возможно, он просто слетит со шкивов после не продолжительной работы. Нет смысла при каждой замене ремня менять шкивы на новые. Их срок службы значительно превышает срок службы ремня. Но при каждой замене ремня необходимо осматривать шкивы. И в случае появления даже небольшой выработки шкивы необходимо заменить. Износ шкивов связан зачастую с герметичность защитного кожуха. Они как правило пластиковые. Коробятся от времени. Ломаются. В результате в образовавшиеся щели попадает пыль и песок. В результате происходит интенсивный износ шкивов.

Если шкивы при каждой замене ремня менять не обязательно, то помпа, натяжной и обводной ролик подлежат обязательной замене вместе с новым ремнём. Будет очень обидно и неприятно если после установки нового ремня через непродолжительное время эксплуатация. Появится звук от разваливающегося подшипника ролика. Или появится течь антифриза от приходящей в негодность помпы. Тем более их стоимость ниже стоимости самого ремня.

Особенности при замене ремня ГРМ

Первое это правильно выставить валы, как уже сказано выше. Согласно схемы по меткам. Которая предусмотрена для каждой модели двигателя.

Второе  после установки ремня на шкивы сразу необходимо его натянуть со стороны обводного ролика, если он присутствует. Он устанавливается на двигателях где применяются два распредвала. Если распредвал один то ремень устанавливается на шкиву коленчатого вала затем натягивается рукой и устанавливается в натянутом положении на шлицы шкива распредвала. Это важно для того чтобы при натяжении ремня с помощью натяжного ролика не произошло смещение распредвала относительно коленчатого вала. То есть если ремень будет в этом месте провисать и при натяжении провернется шкив распредвала на величину провиса. Это сместит положение распредвала относительно коленчатого вала. И углы фаз газораспределения будут нарушены.

После того как ремень натянут со стороны  обводного ролика или при его отсутствии. Необходимо натягивать ремень натяжным роликом. Постоянно следить за тем, чтобы ремень не проскочил в зубьях шкивов. Не очень удобная процедура, но её необходимо выполнять.

Натяжной ролик имеет смещение относительно своей оси и фиксируется центральным болтом. То есть если проворачивать ролик относительно оси, произойдет его смещение в сторону ремня. Что и вызовет его натяжение. Проворачивается ролик при помощи специальной вилки, которая вставляется в отверстия ролика. С помощью вилки регулируется и усилие затяжки. После того как ремень натянут затягивается центральный болт.

Усилие натяжения ремня ГРМ как проверить

Это сложный вопрос, потому что сделать сложно из за неудобного доступа к ремню и механизму натяжения. Особенно сложно применить какой то динамометрический инструмент. Поэтому лучше проверить натяжение простым способом. Которым также проверяется и натяжение поликлиновых ремней. Необходимо в доступном месте провернуть ремень на 90 градусов относительно его оси. Усилия пальцев должно хватить на это. Если провернуть на 90 градусов не получается то ремень лучше ослабить. Если удаётся провернуть ремень и дальше  то натяжка слабая ремень необходимо подтянуть.

Сильное натяжение ремня приведет к его интенсивному износу и преждевременному растяжению. Избыточное натяжение ремня создаст нагрузку на подшипники натяжного и обводного ролика, а также на подшипники помпы. Это так же приведет е их быстрому износу Недостаточное натяжение вызовет сильное биение ремня и возможно он сможет перескочить через зубья.

Конечно этот метод относительный но на практике он наиболее применим и актуален.

Проверка правильности установки ремня ГРМ

После того произведена замена и натяжение ремня ГРМ. Необходимо:

  1. Проверить правильность его установки. Для этого следует провернуть коленчатый вал на два оборота. И снова совместить все метки. Если метки на шкивах совпадают с метками на блоке и корпусе кожуха, то работа сделана правильно и двигатель можно завести. Если метки не совпали, то работу необходимо повторить второй раз а именно снять ремень. Совместить метки на шкивах и на корпусе. Натянуть ремень заново. Еще раз провернуть коленчатый вал на два оборота и совместить метки.

Обычно ошибка происходит при установке ремня. Как написано выше необходимо правильно натянуть ремень во время его установки со стороны противоположной натяжному ролику. Провис ремня не позволяет выставить шкивы по меткам правильно. То есть шкивы должны стоять строго по меткам, а ремень натянут между шкивом коленчатого вала и шкивом распределительного вала. Это условие должно соблюдаться и в случае наличия обводного ролика. Ремень со стороны противоположной натяжному ролику должен быть натянут и одет на шлицы шкивов. При последующем натяжении ремня все шкивы останутся на своих местах. Метки не сместятся

2. Пока еще не установлены защитные крышки требуется завести двигатель и внимательно посмотреть на то как во время вращения ремень располагается на шкивах. Требовать, чтобы ремень находился идеально по центру шкивов не получится. Все таки  существуют допустимые расхождения между самими шкивами. Но ремень не должен съезжать со шкивов и свисать с них. Даже если он занял положение по краю шкива это нормально.

Если нарушений нет, то можно закрывать крышки и пользоваться автомобилем

В каких случаях требуется менять ремень ГРМ

  1. Если пробег автомобиля от последней замены ремня достиг 60000-80000 км
  2. При осмотре ремня видны поперечные трещины. Это говорит о том что ремень растянут и потерял эластичность. Резина загрубела. При резком натяжении ремня в результате возникающих при работе двигателя перегрузках появится большая вероятность того что ремень порвется.
  3. При появлении шумов подшипников натяжных роликов и ли помпы. А так же если появилась течь антифриза. Ремень с роликами и помпой следует так же заменить, потому что если ремень и покажется внешне нормальным. На него действовали силы торможения от неисправных подшипников, и он мог не равномерно растянуться. При установке новых роликов и помпы старый ремень с большой вероятностью начнет соскакивать со шкивов.
  4. Растянутый ремень не сможет обеспечить положение валов и шкивов по существующим меткам. То есть нарушатся фазы газораспределения. Это скажется на работе двигателя. Он начнет хуже тянуть. Возможно, начнут плавать обороты двигателя. Вплоть до того что двигатель будет перегреваться. Конечно, внешне не сняв  крышку механизма ГРМ это понять сложно. Но при появлении этих признаков следует проверить и ремень ГРМ и правильность положения меток на шкивах и корпусе механизма ГРМ.

В статье я объединил общие моменты, которые встречаются при замене ремня ГРМ на разных моделях двигателей. То есть, то, что их между собой объединяет. Безусловно разные конструкции имеют и свои нюансы. Такие как:

  • количество распредвалов.
  • Наличие роликов обводных и натяжных.
  •  Некоторые конструкции предусматривают натяжение ремня  при помощи помпы. У неё шкив имеет смещение по центру относительно посадочного места. Проворачивая помпу по кругу меняется положение шкива по отношению к ремню.
  •  Имеются также натяжные ролики со встроенной пружиной которая дополнительно оказывает давление на ремень.
  • Как сказано выше для установки шкивов используются специальные приспособления. Которые имеют большую стоимость и приобретать подобные приспособления нет смысла, если стоимость ремонта на СТО дешевле применяемого инструмента.

Замена ремня ГРМ процедура требующая внимательного и серьёзного отношения. От того как правильно сделана работа зависит работа двигателя автомобиля. Так же необходимо знать признаки по которым может оборваться ремень. Чтобы своевременно произвести его замену. Последствия обрыва могут привести к порче всего двигателя. Система впрыска и газораспределения автомобилей стремится к показателям максимального сгорания топлива. В первую очередь это необходимо для соблюдения требований охраны окружающей среды. Как следствие этого процесса увеличение мощности двигателя при уменьшении расхода топлива. Основной инструмент в этом является уменьшение камеры сгорания для увеличения степени сжатия топлива. Поэтому поршень достает открытый клапан если он находится в не в своей фазе газораспределения. И гнет его. И не только. Ломаются направляющие втулки клапанов и повреждается поршень. В результате такого воздействия бывает, что головка блока цилиндров становится не подлежащей для ремонта.

Замена ремня ГРМ должна производится своевременно.