Установка корзины сцепления ЯМЗ

Установка корзины сцепления ЯМЗ 236,238 на трактор ХТЗ 150 обусловлено тем что в чистом виде  на ХТЗ с двигателем ЯМЗ 236,238  корзина не подходит. Её необходимо доработать. «Напильником» как в известном анекдоте.

Ничего сложного. Но не зная что нужно делать, пробами и ошибками, придется снимать двигатель несколько раз. Поэтому делюсь собственным опытом в подробностях. Что бы вы избежали траты нервов, сил и времени. Устанавливать пришлось двух дисковое сцепление на двигатель ЯМЗ 236. Но установка аналогично и для трактора ХТЗ 150 с двигателем ЯМЗ 238.

Установка фланца коленчатого вала ХТЗ 150

Для установки требуется тонкий фланец коленчатого вала.

Установка корзины сцепления ЯМЗ

Изначально был приобретен фланец с толстой юбкой.

Флянец маховика

Поэтому произошли три неприятные вещи. Которые потребовали неоднократно снять мотор.

Двигатель при установке не сел на свое место.

Корпус корзины сцепления упирался в отливы кожуха в которые вставляется вал вилки сцепления.

Не зная о истинной причине отливы были сточены.

И при повторной установке двигатель всё-таки сел на место, но его пришлось снимать снова.

Бендикс стартера перестал доставать до шлицов маховика. И как результат стартер вращался в холостую. Пришлось идти на хитрость и  проточить крышку стартера на 5 мм чтобы углубить стартер. Двигатель завелся.

Ждало третье разочарование.

С другой стороны выжимной подшипник при нажатии на сцепление упирался в корпус корзины. Посыпались искры и ни каком сцеплении не могло быть и речи. Скорость включить не получилось.

Установка корзины сцепления ЯМЗ

Приобрели фланец с тонкой юбкой.

Первые три проблемы ушли. Но встала проблема по доработке корзины сцепления. И следующим этапом стала доработка нажимного пятака на самой корзине.

Доработка нажимного пятака

Изначально потребовалось  увеличить  внутренний диаметр пятака. Потому что первичный вал в него не входил. Но это не всё. Так как маховик с корзиной углубились в сторону  двигателя. Возникла другая проблема. Рабочий ход выжимного подшипника стал недостаточным. Чтобы выжать сцепление. Поэтому на пятак пришлось наварить шайбу толщиной 10 мм допустимо также 12 мм. Этой толщины шайбы будет достаточно чтобы отрегулировать допустимый рабочий ход лапок сцепления. Это практически все манипуляции по доработке корзины сцепления. То есть

  • Используется фланец коленчатого вала с  тонкой юбкой
  • Увеличивается внутренний диаметр нажимного пятака корзины сцепления.
  • Изготавливается шайба толщиной 10 – 12 мм и приваривается к выжимному пятаку корзины сцепления.
Установка корзины сцепления ЯМЗ

Казалось бы, все проблемы решены, и установка корзины сцепления ЯМЗ 236,238 на трактор ХТЗ 150 пройдет без проблем. Но трудность все-таки возникла. О ней позднее. И более подробно. На данном этапе необходимо произвести регулировку лапок сцепления.

Регулировка сцепления ЯМЗ 236,238.

Регулировка сцепления ЯМЗ 236,238 требует снять стопора с регулировочных гаек. Вращение регулировочных гаек позволяет добиться равномерного расположения нажимного пятака относительно диска сцепления.

Установка корзины сцепления ЯМЗ

Необходимо установить расстояние от верхней плоскости пятака до металлического основания диска сцепления равным 64 мм. Допустимо установить 62 мм с перспективой износа диска сцепления. Но лучше не рисковать, так как рабочий ход выжимного подшипника сильно ограничен. Ставим 64 мм. Но так как на пятак наварена шайба толщиной 10 мм. То от верхней плоскости наваренной шайбы до диска получится расстояние равное 74 мм.

Регулировка сцепления  ЯМЗ

При регулировке необходимо обратить внимание на один важный момент. При закручивании регулировочных гаек лапки выдвигаются от диска сцепления. И если гайки ухе затянулись до конца, а пятак не вышел на требуемое расстояние 64 мм или как в нашем случае на 74 мм. Либо пятак вышел на необходимое расстояние, но гайки затянуты полностью и уже не прокручиваются. В таком состоянии корзину оставлять нельзя. И тем более устанавливать двигатель на кпп. Необходимо снимать сцепление. Выжима не будет. Это касается всех сцеплений с регулируемыми лапками и с нерегулируемыми та же проблема и на лепестковых корзинах сцепления

Не выжимается сцепление

Когда устанавливается новая корзина и диски сцепления. Практически постоянно сталкиваешься с тем, что новые диски сцепления по толщине больше чем установленные на заводе изготовителе. Толщина промежуточного диска также может больше стандартной величины. Поэтому при сборке нажимные пружины сжимаются до такой степени, что у них пропадает необходимый рабочий ход. В результате чего корзина не может отжаться от маховика, чтобы освободить диски сцепления. С этой проблемой можно столкнуться практически, а любом автомобиле.

Установка корзины сцепления ЯМЗ

Почему возникает подобная проблема со сцеплением.

Ремонт сцепления предполагает выравнивание трущихся поверхностей маховика. Корзины сцепления промежуточного диска. В результате чего уменьшается толщина. Нажимного диска корзины, промежуточного диска. Поэтому магазины сами того не зная продают ремонтные диски сцепления. С увеличенной толщиной фрикционных накладок. Либо с неправильно изготовленными пружинчатыми пластинами. Которые увеличивают толщину диска сцепления. По крайней мере, в советские времена согласно ГОСТа все так и было. В наши времена рассчитывать на какой то стандарт просто не возможно. Кто где и как делает диски сцепления не возможно даже догадаться тем более требовать каких то стандартов. Тем более что даже незначительное расхождение даже в 0,5 мм приведет к подобной проблеме.

В нашем конкретном случае именно так и получилось. После установки двигателя отжать диски сцепления не получилось. Двигатель пришлось снять и решать проблему.

Толщина промежуточного диска ЯМЗ составила 31 мм. Стандартная толщина промежуточного диска находится в пределах 27-28 мм. Диск был проточен по одно стороне на 3 мм. При повторной установке проблема пропала. Лапки уверенно отрегулировались на требуемое расстояние. Регулировочные гайки имели еще запас хода для выдвижения лапок. При установке двигателя сразу появился уверенный выжим сцепления.

Существует таблица со стандартными размерами, какие должны быть при сборке сцепления. Не смог ее найти если у вас есть поделитесь пожалуйста. Найду сам добавлю в статью. Все таки в данном случае цели удалось достичь методом проб и ошибок.

С однодисковым сцеплением сложнее. Необходимо искать диск чтобы его толщина соответствовала стандартному размеру. Проточить диск что бы уменьшить его толщину не получится. Разве что разобрать корзину и уменьшить прижимной диск на 0,5-1 мм но это сложно. Простым решением в данной ситуации может быть установка шайб между корпусом корзины сцепления и маховиком под крепежные болты. Это дает сто процентный результат.

Как ставятся диски сцепления

Диски сцепления для ХТЗ 150 отличаются от мазовских. За счет того что первичный вал кпп имеет другие размеры. Соответственно и шлицевые ступицы дисков другие. Конструкция дисков не симметрична. Демпферные пружины выступают в одну строну больше чем в другую. Эти выступы на обоих дисках должны  быть направлены от маховика. На на фотографиях это видно.

Установка дисков сцепления ХТЗ
Установка дисков сцепления ХТЗ
Установка дисков сцепления ХТЗ

Установка стакана выжимного подшипника.

Так как устанавливалось полностью новое сцепление. С увеличенным валом первичной передачи. Соответственно менялась муфта выжимного подшипника и стакан муфты выжимного подшипника.

Стакан муфты выжимного подшипника старого образца имел посадочное место которое проходило через корпус кожуха сцепления и корпус КПП создавая опору препятствующую их смещению относительно друг друга.

Стакан нового образца имеет короткий выступ. Поэтому дополнительно устанавливается опорное кольцо с установленным на нем стопорным кольцом.

Но для установки требуется отсоединить кожух маховика от КПП.

Установка корзины сцепления ЯМЗ 236,238 на трактор ХТЗ 150 принесла конечно много проблем. Из за отсутствия опыта. И в интернете нет по этому поводу практически ни какой информации. Поэтому делюсь ей с удовольствием. Что бы вы избежали ненужных шагов при замене сцепления. Данные трактора конечно устарели по времени но не по своим техническим характеристикам. Прекрасно справляются со своей работой. Одна рессорная подвеска чего стоит. Трактористы с нежеланием за них садятся, до того момента как поработают. Все таки советским инженерам нужно отдать должное.