Принцип работы кондиционера автомобиля основан на определенных физических свойствах жидкости. Которая в нем используется. Более наглядно эти свойства можно рассмотреть на примере обычной воды.
Содержание статьи:
Свойства хладагента
Вода испаряется, с какой либо поверхности. Например с ладони ощущаем холод это говорит о том что происходит расход энергии на испарение молекул воды.
Поверхность охлаждается.
Интенсивное испарение достигается кипением жидкости. В случае с водой её требуется нагреть до температуры кипения 100 градусов при нормальном атмосферном давлении. Во время закипания происходит интенсивное испарение по всему объёму жидкости. При этом затрачивается гораздо большее количество энергии. Что даже источник тепла превышает температуру кипения в десятки раз не в состоянии нагреть воду вше 100 градусов.
Ещё одно очень важное свойство жидкости заключается в том. Что температура кипения в нашем случае испарения зависит от окружающего давления. В горах где давление ниже нормального атмосферного, вода закипает при температуре 60 градусов.
И напротив если давление повысить на примере скороварки. Там давление повышается за счет пара образовавшегося при кипении, температура воды становится выше 100 градусов. В дальнейшем это свойство жидкости поможет нам при обнаружении неисправности кондиционера
Устройство кондиционера
Сам кондиционер представляет собой замкнутую герметичную систему. В нерабочем состоянии хладагент находится в газообразном виде. Компрессор создает давление и газ от сжатия нагревается. Газ попадает в радиатор охлаждения или как его ещё называют конденсер. Газ конденсируется, и преобразуется в жидкость. В жидком состоянии проходит через фильтр осушитель. Поступает к радиатору испарителю. На входе которого в зависимости от конструкции кондиционера устанавливается либо распылитель либо треморегулирующий вентиль. Собственно они и создают необходимое для конденсации давление в системе. Так как затрудняют дальнейшее прохождение жидкости.
Далее жидкость благодаря распылителю или ТРВ. Распыляется в радиаторе испарителе давление в нем падает. И жидкость начинает интенсивно испаряться в результате чего и образуется холод. Внешний вентилятор обдувает испаритель, и холод поступает в салон автомобиля. Далее хладагент уже в газообразном состоянии и при низком давлении попадает в компрессор где нагревается и сжимается для продолжения дальнейшего процесса.
Трудно себе представить кондиционер в котором в качестве хладагента использовалась вода. Скорее всего он был бы разметом с паровоз и в нем бы достигались высокие значения температуры и давления. Поэтому и изобрели жидкость, которая позволила сделать кондиционер компактным и безопасным в использовании и ремонте. В настоящее время в автомобильных кондиционерах применяют хладагент R 134a. его температура кипения составляет минус 25 градусов.
Хранение хладагента
Хранится он в специальных баллонах в которые закачивается в жидком состоянии под давлением.
Жидкость занимает не полный объём баллона. Именно по этому, в баллоне хладагент находится в двух состояниях жидком и газообразном. Это означает что при испарении хладагента из жидкого состояния в газообразное давление газов достигает такой величины, при котором процесс кипения хладагента останавливается и хладагент находится в жидком состоянии при температуре окружающей среды.
В дальнейшем это свойство жидкости можно использовать при заправке кондиционера. Поэтому кондиционер можно заправить либо жидкостью либо газом. Когда кран расположен сверху баллона, то из него выходит хладагент в газообразном состоянии, если баллон перевернуть хладагент будет выходить в жидком состоянии.
Принцип работы кондиционера автомобиля
Длительность поступления холодного воздуха в салон автомобиля зависит от того на кой период времени включается компрессор. На шкиву компрессора установлена электромеханическая муфта При включении компрессора под действием электромагнита шкив соединяется с валом компрессора. И компрессор начинает создавать давление. На линии высокого давления установлен датчик, Если давление ниже нормы это происходит, как правило, из-за отсутствия в результате утечки хладагента контакты датчика разомкнуты, и компрессор не включится.
При отсутствии хладагента компрессор выйдет из строя. Если давление в системе выше допустимого значения датчик также разомкнет контакты. И компрессор отключится. Такое происходит, если система забивается, при разрушении шлангов или фильтра осушителя, как правило. Так же на длительность включения компрессора оказывает влияние термостат. Которым мы управляем в ручную для поддержания определенной температуры в салоне. Более сложная система климат контроля управляет включением и отключением компрессора в зависимости от заданных нами параметров температуры в салоне автомобиля.
Есть еще одна система, которая регулирует давление. Соответственно и температурой в радиаторе испарителе это терморегулирующий вентиль (ТРВ) при достижении критической температуры вентиль изменяет диаметр входящего в испаритель отверстия соответственно и меняется давление в системе что и приводит к изменению температуры испарителя.
Кондиционер автомобильный и его принцип работы, ничем не отличается от работы кондиционеров применяемых в других областях