Обслуживание аккумулятора автомобиля

К сожалению, обслуживание аккумулятора автомобиля начинаем только тогда, когда он  перестает проворачивать стартер, и мы не можем завести свой автомобиль. У кого это происходит на второй год эксплуатации батареи, кто-то хвалится, что  батарея прослужила более шести лет. В обоих случаях это всё, правда. Для того чтобы аккумулятор прослужил дольше нам необходимо периодически его обслуживать.

Подавляющее большинство людей находящихся за рулём автомобиля не являются специалистами в химии и электротехнике, чтобы понимать все процессы которые происходят в АКБ. Так это и не нужно досконально понимать. Но некоторые элементарные вещи знать просто необходимо. Для примера возьмем двенадцативольтовый аккумулятор. Состоит он из шести последовательно соединённых между собой банок. Каждая банка имеет рабочее напряжение 2.1 вольт, исходя, из этого нормальное  напряжение АКБ составляет 12,6-12.8 вольт. В каждой банке происходят химические процессы. Мы должны понимать, что электрический ток в банках возникает между свинцовыми пластинами, которые помещены в раствор серной кислоты (электролит). Кислота разбавлена в дистиллированной воде в определённой пропорции. Для каждого климатического пояса эта пропорция имеет своё отношение как показано в таблице.

Климатические районы при замере плотности электролита Плотность электролита, г/см куб
Очень холодной

1,3

Холодный

1,28

Умеренный

1,28

Теплый влажный

1,28

Жаркий сухой

1,23

Опустим описание химических процессов происходящих в банках, не всем это понятно да и знать их вовсе необязательно, единственное что мы должны понимать очень хорошо то что когда Аккумулятор разряжен количество дистиллированной воды увеличивается а а количество кислоты уменьшается, и наоборот когда аккумулятор заряжается количество кислоты увеличивается а количество воды уменьшается , это нам поможет в дальнейшем по плотности электролита  оценивать уровень зарядки аккумулятора при помощи прибора под названием ареометр. Конечно же, эти знания поверхностные, но их нам достаточно, для того чтобы грамотно обслуживать аккумулятор.

1.  Аккумулятор должен быть постоянно чистым. Грязь и электролит, находящиеся на крышке пропускают электрический ток, и замыкают между собой клеммы аккумулятора, это приводит к его разрядке.

2.   Крепление наконечников проводов должно быть надёжным, а сами наконечники крепко прижаты к клеммам. При слабом контакте провода могут отгореть от наконечников, а сами клеммы могут оплавиться, более того возникающее при этом искрообразование может привести к взрыву аккумулятора из за выделяющихся при работе аккумулятора газов.

3.   Образующийся налет на клеммах аккумулятора легко смывается обычной водой.

4.   В связи с выше сказанным все вентиляционные отверстия должны регулярно прочищаться, чтобы избежать излишних накоплений газов в полости аккумулятора.

5.   Регулярно необходимо проверять уровень электролита в банках. В случае низкого уровня электролита необходимо долить дистиллированную воду и не в коем случае не электролит и не кислоту. Количество кислоты остаётся неизменным, а вода имеет свойство испаряться.

6.   Периодически необходимо проверять плотность электролита в банках. В этой таблице показано, как  по плотности электролита можно судить об уровне разряженности аккумулятора.

Процент разрядки АКБ,%

Плотность электролита,

г/см куб

Напряжение аккумулятора, В

0

1,27

12,6

20

1,24

12,5

40

1,21

12,3

60

1,17

12,3

80

1,14

11,9

100

1,1

11,7

Если плотность низкая, то аккумулятор необходимо зарядить при помощи зарядного

устройства. Ни в коем случае нельзя повышать плотность электролита в банках,   доливая кислоту. Это приведёт к её повышенной концентрации и последующему разрушению пластин, что естественно снизит срок эксплуатации аккумулятора.

7.   Так же чтобы судить об уровне зарядки аккумулятора периодически проверяйте напряжение на клеммах при помощи вольтметра. Соотношение заряженности аккумулятора к его напряжению можно судить по этой таблице

Показания вольтметра, В

12,6

12,5

12,3

12,1

11,9

Процент зарядки, %

100

75

50

25

0

Контрольная лампочка на щите приборов не указывает на уровень заряженности аккумулятора, а падение напряжения ниже допустимого значения приводит к сокращению его срока службы.

8.  Система электроснабжения  в автомобиле должна поддерживать напряжение 13.9-14.5 вольт. В связи с этим проверяйте натяжение ремня генератора. Ну а неисправности системы электроснабжения, в которые входят генератор и регулятор напряжения необходимо устранять своевременно. Повышение напряжения выше допустимого значения так же приводит к негативным последствиям, это происходит как правило по причине выхода из строя регулятора напряжения.

Обслуживание аккумулятора автомобиля не являются сложными и не стоит о нем забывать, потому что оно значительно продлит срок службы вашего аккумулятора.